Проблема

К нам обратился высокопоставленный республиканский чиновник, курирующий вопрос информационного обеспечения строительства крупного нефтеперерабатывающего комбината на территории республики в составе РФ. Основная проблема, с которой пришлось столкнуться инициаторам и инвесторам многомиллионного проекта по строительству данного комбината, заключается в том негативном имидже, который получил комбинат в ходе первых же месяцев строительства.

Дело в том, что после расчистки места для строительства комбината (у образовательного учреждения, близкого к месту строительства, были выкуплены сельскохозяйственные угодья, плюс были компенсированы убытки за неснятые урожаи на несколько лет вперед) и закладки фундамента, т.е., когда в проект были вложены значительные средства через средства наглядной агитации, главным образом листовки, была развернута широкая кампания по дискредитации строящегося комбината. Среди негативных слухов, запущенных противниками строительства указанного комплекса, преобладали домыслы о крайнем вреде, который может нанести строительство и деятельность комбината экологии республики. Листовками однотипного содержания, пестревшими изувеченными телами детей-мутантов, якобы жертв аналогичных строящемуся комбинату радиоактивных производств, родившихся в районах экологических катастроф, было завалено полреспублики. Такого рода кампания не могла не вызвать широкого общественного резонанса. Указом президента республики строительство было остановлено. Каждый день простоя оборудования и рабочих обходился в копеечку инициаторам проекта.

Когда страсти поулеглись, было принято решение о возобновлении строительства комбината. При этом в целях легитимации решения было предложено провести республиканский референдум о продолжении проекта.

Задача была поставлена: провести референдум так, чтобы подавляющее большинство избирателей высказалось бы в поддержку строительства нефтеперерабатывающего комбината.

Основным ресурсом проекта были: деньги, выходы на местные СМИ и авторитет президента республики, имевшего 50-процентный рейтинг.

Анализ

Главная задача, которую не смогли решить инвесторы и инициаторы, проекта заключалась, как не парадоксально, в том, чтобы узнать, кому был выгоде саботаж строительства комбината и кто выступал заказчиком негативной кампании. Согласно нашим предположениям элиты, настроенные против строительства комбината имели серьезные информационные источники в аппарате главы республики и местной администрации.

Пошаговый разбор задач, которые был призван решить республиканский нефтеперерабатывающий комплекс, продемонстрировал тот высокий экономический и социальный интерес администрации республики и инвесторов проекта в строительстве комбината. Последний должен был обеспечить население города и близлежащих районов квалифицированной работой, строительство новых образовательных центров, а также финансирование ряда серьезных республиканских программ.

Но при этом самое важное, как оказалось, заключалось в том, что завод в случае завершения строительства автоматически становился крупнейшим в регионе легально действующим центром по переработке нефти.

Таким образом, был найден круг интересов лиц, препятствующих строительству комбината. Ими оказались владельцы сотен частных нефтеперерабатывающих заводиков, т.н. «самоваров». Многие из них находились под опекой крупных чиновников из администраций соседних республик и представителей других полукриминальных элит, кормящихся за счет «самопального» бензина.

Таким образом, первой основной задачей референдума стало донесение до избирателей негативного образа заказчиков контркампании, препятствующей завершению строительства комбината. Важным стало определение четкого образа. Поиск врага и постановка публичного диагноза. И вторым этапом стало важно скомпрометировать образ врагов строительства и противопоставить их интересы интересам рядовых избирателей.

Сценарий

1. Важной задачей проекта на первом этапе было постепенно подготовить, разогреть почву для предстоящей кампании. Для этого необходимо было начать издалека.
2. Было предложено начать проект с раскрутки позитивного экономического и социального образа нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих стран во всем мире. Естественно, предпочтение было отдано тем странам, чей позитивный, гуманистический образ социальной и экономической политики стал притчей во языцех. Например, ОАЭ. Избирателю было предложено поверить в то, что с каждого официально заработанного доллара в этой стране 65 центов уходит на государственные накопительные счета граждан государства как занятых в нефтяной индустрии, так и являющихся представителями бюджетной сферы. Согласно такой системе каждый родившийся в Эмиратах ребенок с самого рождения получает от государства сумму равную $10.000, которая приносит процент своему будущему обладателю, находясь на государственных накопительных счетах. Таким образом, к моменту наступления своего совершеннолетия гражданин ОАЭ может получить кругленькую сумму, которой может хватить на покупку жилья или начало собственного дела.
3. Новостные блоки местных телевизионных каналов время от времени возвращаются к успехам социальной политики дальновидных стран живущих на нефтедоллары.
4. В газетах авторитетные для местного сообщества люди рассказывают о возможности внедрения такого рода социально ориентированных предприятий и производств на территории республики, ведь такой опыт уже есть в РФ в автономных округах.
5. В один голос с ними выступают республиканские чиновники.
6. Отсюда постепенно возникает тема упущенных возможностей, связанных со строительством нефтеперерабатывающего комплекса в самой республике.
7. Говоря о возобновлении строительства комплекса, авторитетные лица говорят о том, что до тех пор, пока криминальное сообщество имеет силу, построение такого общества, как в развитых капиталистических странах, в республике невозможно.
8. В новостях и местной прессе публикуются данные официального расследование негативной кампании по дискредитации строительства комбината. Указываются отъявленные уголовники, связанные с вымогательством, убийствами, похищением людей и т.д.
10. Сюжетная линия развивается. СМИ трубят о баснословных доходах нефтяных барончиков из соседних республик, противостоящих строительству комбината. Речь идет о шикарных виллах, гаремах из десятков наложниц и т.д. Задается вопрос: «До каких пор терпеть произвол, грабеж честных людей, родной земли?» и т.д.
11. Продолжается раскрутка тем, связанных с популяризацией социальной и экономической политики нефтяных регионов (ОАЭ, Коми-Пермяцкий автономный округ, республика Тыва и т.д.).
12. Затем избирателям приходит директ-мейл. В нем предлагается проголосовать заочно по вопросу о том, какой вариант совместной будущей социальной программы, проводимой администрацией республики и руководством комбината, предпочтительнее для человека в случае появления у него прибавления в семействе: выбрал бы человек единовременную выплату в $1000 сразу или бы предпочел воспользоваться государственным накопительным счетом.
13. Заключительная листовка, в которой две колонки. Первая колонка утверждает, кому выгодно строительство комбината: рабочим, трудящимся, честным людям – потому что это новые рабочие места, новое строительство жилья и т.д. Вторая колонка указывает на тех, кому невыгодно строительство комбината: на бандитов и коррумпированных чиновников их соседних республик – потому что деньги через налоги теперь вернутся на родную землю простым труженикам, и не на что будет покупать оружие, яхты и джипы криминальным проходимцам. По типу:

Что нужно нам, честным труженикам Что нужно им, бандитам и кровопийцам
– лучшее образование детям – народные деньги
– недорогое жилье – власть
– уверенность в будущем – наш страх
и т.д. и т.д.

14). Растяжки и листовки везде в республике дублируют фразу:
«ДА, ДА, дважды ДА»
15). Новостные сюжеты демонстрируют возобновление антикриминальной деятельности в республике.
16). Вопросы референдума формулируются в хитрой форме:
– Насколько вы поддерживаете работу властей по пресечению противоправной деятельности в республике?

ДА НЕТ

– Насколько вы поддерживаете строительство нефтеперерабатывающего комбината и развитие социальных программ в регионе?

ДА НЕТ

Результат 87 % поддерживают возобновление строительства комбината.

Разработка индивидуальной программы
для решения ваших задач

Мы свяжемся с вами, чтобы зарезервировать даты, задать уточняющие вопросы, определить ключевые
компетенции участников для тренинга и сконструировать программу